Музей

Администрация района

Официальный интернет-портал правовой информации 

Правовое регулирование противодействия коррупции.

Правовое регулирование противодействия коррупции.

 Нынешние проблемы борьбы с коррупцией были более или менее очевидны уже в начале 90-х годов. К этому времени прошли научные конференции, и было подготовлено несколько проектов по борьбе с коррупцией, представленных в Верховный Совет СССР, но, как известно, союз распался. Острота проблемы от этого не уменьшилась, поэтому работа над ней была продолжена в России. До принятия законов Президент РФ издал Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 года, где были предписаны некоторые запреты для служащих аппарата (они не касались государственных должностных лиц), установлено представление деклараций о доходах. Указ был шагом в правильном направлении, но он мало что решал и слабо исполнялся. В то же время продолжалась работа над проектами закона о борьбе с коррупцией, было подготовлено до десятка вариантов. Один из них был принят Верховным Советом РФ в 1993 году. Президенту, а скорее его окружению, закон показался слишком строгим, и он вернул его на доработку. Последняя не состоялась, так как Верховный Совет был разогнан. В ноябре 1997 году Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», но из-за множества юридических несообразностей и технических огрехов этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, о массовой коррупции государственных должностных лиц в России говорится на каждом шагу, в том числе и в коридорах власти, с другой, уже который год откровенно тормозится принятие антикоррупционного закона. А тем временем коррупция приобретает все больший размах, ее масштабы увеличиваются. По данным «Транспэренси Интернэшнл», которые были опубликованы в прошлом году, в рейтинге состояния коррупции наша страна занимает печально почётное 147-е место из 180-ти.

 Одним из первых указов Дмитрия Медведева был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции. Коррупции как системному явлению должен быть дан так называемый системный ответ. Разработан и утверждён Национальный план противодействия коррупции. Он вступил в силу. Принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов. Подписан целый ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью и государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Теперь декларировать свои доходы и имущество будут не только сами государственные служащие, но и члены их семей. Под этим появилась нормативная основа. И Президент не исключение из правил. Информация публикуется на официальных сайтах и доступна СМИ. По сути, впервые за всю современную историю создана нормативная рамка для работы. Ну а если говорить откровенно, то вообще за всю историю нашего государства. По словам Президента, «критически важно, чтобы законодатели сами понимали, каким образом этот закон следует применять. Чтобы правоохранительные органы, правоприменители, в свою очередь, тоже понимали, каким образом применять этот закон. Чтобы все государственные служащие понимали меру своей ответственности. Это не самое простое законодательство. У нас пока нет практики его применения. Есть достаточно тонкие, иногда щепетильные вопросы. И за исполнением этих законодательных актов нужно будет самым внимательным образом следить. И ещё, может быть, самое трудное: мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное».

 Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами иных федеральных органов государственной власти, Уставом Самарской области, областным Законом от 10.03.2009 №23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» и иными нормативными правовыми актами Самарской области и муниципальными правовыми актами. Федеральным законом устанавливаются основы федеральной антикоррупционной политики, основные начала антикоррупционной политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими кодексами.

 Антикоррупционная политика Российской Федерации строится с учетом международно-правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят составной частью в правовую основу антикоррупционной политики. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила по сравнению с предусмотренными национальным антикоррупционным законодательством, то применяются правила международного договора.

 Противодействие коррупции в Самарской области осуществляется на основе следующих основных принципов:

 признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 

 законность; 

 публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 

 неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 

 комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 

 приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 

 сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Материал подготовлен Советом по противодействию коррупции в муниципальном районе Елховский Самарской области            Секретарь Совета                                    М.В.Хренкова 


 

6 октября 2011 г.

Вернуться